Мысли вслух о велосипедной Германии
В прошлом году я заболел
велосипедом. Это довольно серьезная и заразная болезнь, скажу я вам. Люди, которые меня хорошо знают, уже в курсе и
привыкают к рассказам о том, как я ездил куда-то или поеду на двух
колесах. А может и не привыкают, но я все равно рассказываю и агитирую их тоже
сесть на велосипед. И на многие вещи я иногда смотрю как бы сквозь призму
велосипеда. Итак, 30 апреля мне посчастливилось покататься по прекрасному парку
в городе Гамбурге. Это было только начало прекрасных выходных в Германии, и
проведенное там время снова заставило восхищался страной, где так уважают
велосипедистов... Да что там велосипедистов, людей уважают! Но, обо всем по
порядку.
Впервые я обратил внимание на немецкие велодорожки в Дрездене этой зимой.
Тогда мы, уставшие от туристического автобуса и чешского пива, с трудом верили
покрасневшим глазам, рисующим незнакомые картины: велоразметка на тротуаре, велоразметка
на дороге, велосветофоры. Все, думал я, нужно обязательно приехать сюда снова и
все это великолепие испытать на себе и сравнить.
Если вы проехали на велике в любом городе нашей страны (я в Украине живу, если Шо) больше пяти
километров, то, наверняка, вам знакома проблема высоких бордюров, лестниц без
пандусов, неубранных обочин и прочего безобразия, которое не дает спокойно
ехать велосипедисту, не нарушая ПДД. Есть исключения? Напишите, где они. Те велодорожки, которые,
например, в Киеве удалось разметить, зачастую используются не по назначению, да
и ехать к ним на экскурсию в разные концы города не улыбается. И я не надеюсь
на изменения, в нашей стране есть проблемы важнее и насущнее, бюджетные деньги
есть куда просрать потратить. Не будем о грустном, я отвлекся.
Вернемся в Германию и сравним, ха-ха! Германия - это около 70
млн. велосипедов на 82 млн. людей. И количество велосипедистов в Германии растет - на 50%, если
сравнивать 2002 и 2012 год. В неделю среднестатистический немец проезжает порядка
30 километров, ездит в основном по городу, в том числе на работу. Качество
дорог шикарное, поэтому горные велики в Германии встречаются намного реже, чем
в Украине. Почти все велосипеды, которые я там (Дрезден, Гамбург, Любек,
Шверин, Берлин) видел - это городские или туристические модели, причем
бюджетные. Действительно, зачем платить за дорогие компоненты, предназначенные
для суровых условий, если там этих условий нет? Большинство их великов снабжены
планетарными втулками, динамо-светом впереди и сзади, звонком, багажником
(часто с корзинкой), насосом и велозамком. Хватает там и минималистичных
"синглов" и электро-велосипедов и прочей экзотики. Паркуют велосипеды
везде, но больше всего их возле метро и крупных транспортных развязок. Видел
велосипеды персонала и внутри офисов и магазинов. Кстати, воруют тоже везде.
Заброшенные ржавые велосипеды становятся объектом для контроля полицейских, с
последующим вывозом на аукцион или на свалку.
Велопрокат процветает. Можно встретить довольно большие туристические группы,
бороздящие просторы городов на прокатных байках. Вот
сайт самого крупного оператора в Гамбурге. А это их типичная парковка - как видите, все разобрали.
На велосипедах ездят все, любые социальные и возрастные категории. В
какой-то момент я уже перестал удивляться, когда видел на велосипедах молодых
ребят в строгих костюмах и галстуках, девушек в шляпках и развевающихся по
ветру платьях, экстравагантных старушек и старичков. И уже совсем не удивлялся
ашан-байкам, спортсменам на шоссейниках и велокурьерам.
Как приблизить к себе это все? Из Украины лоукост Wizzair летает в аэропорт "Гамбург-Любек", это около 55 км от Гамбурга и 4 км от Любека. Любек -
это исторический портовый город с богатой историей, очень красивый, находится в 20 км от побережья Балтийского моря. Описывать
достопримечательности городов - дело неблагодарное, ведь для каждого важны
разные темы. Если вам, как и мне, интересно, что делал в Любеке Н.В. Гоголь и где в Германии делают
самые вкусные марципаны - Гугл в помощь! Нас же сейчас интересует велосипедная
тема, правда? Так вот, в 14 км от Любека находится его пригород - Травемюнде. Тут Вам и пляжи, и качели, и рестораны с казино, и старт, а точнее продолжение шикарной велодороги, которую немцы называют "Оstseeküsten
radweg" протяженностью много сотен километров. На знаке в Травемюнде
написано 452 км, но это только кусок всего маршрута! Он идет вдоль Балтийского моря по лесам,
паркам, дорогам, прибрежным городам... и странам. В Травемюнде приезжают люди со всей
Германии. На машинах зачастую установлены велобагажники, соответственно, велосипедистов
много и на набережной, и возле дорогих прибрежных отелей, и возле пляжей, и,
конечно, на самой Оstseeküsten radweg. Там уже чаще можно видеть горные велики
и серьезных уставших байкеров с несколькими сотнями километров за плечами. В
общем, тут есть над чем подумать и о чем помечтать.
За удовольствие нужно платить, поэтому все велодвижение в Германии
достаточно строго оговорено в законах и правилах, хотя и не всегда соблюдается.
Шлемами пользуются
очень многие. Говорят, что
это связано в том числе и со страховкой: если ты расшибешься без шлема, могут
быть проблемы с выплатой. В городе все ездят по специальным дорожкам. Как
правило, они отчетливо размечены краской или выделены красным цветом плитки. На
эти дорожки пешеходы стараются не заходить. Если зашел - слышишь за спиной
звонок приближающегося байкера. Если тебя сбили на велодорожке, то, скорее
всего, ты будешь виноват. Велосипедистов штрафуют, причем в последнее время
идет тенденция к ужесточению, т.к. с ростом количества велосипедов на дорогах
растет количество ДТП и нарушений с их участием. Примеры штрафов (данные на 1 апреля 2013, не шутка): езда в пешеходной зоне вне велодорожки -
15-30 Евро; ехал в темное время без света - плати 20 Евро (причем должен быть
стационарный фонарь с генератором, а не съемный фонарик); не держался за руль -
5 Евро; проехал на красный свет - 45-180 Евро; а за проезд под закрытый ж/д
шлагбаум - 350 Евро! Вот откуда беруться блага цивилизации - велосветофоры с
велопарковками. Немецкий уровень сервиса стоит немецкого уровня штрафов. А вы
как думаете?
Если Вам понравилась моя заметка, просьба поделиться и прокомментировать! :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий